ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного профессионального образования,
повышения квалификации:
"Требования пожарной безопасности для руководителей
организаций, лиц, назначенных руководителем
организации ответственными за обеспечение пожарной
безопасности на объектах защиты, в которых могут
одновременно находиться 50 и более человек,
объектах зашиты, отнесенных к категориям
повышенной взрывопожароопасности,
взрывопожароопасности, пожароопасности"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа дополнительного профессионального образования, повышения квалификации на базе высшего и среднего профессионального образования разработана в соответствии в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 1 (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями и дополнениями, а также Приказа Минздрава России от 03.05.2024г. № 220н «Об утверждении Порядка оказания первой помощи» и Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
Программа предназначена для получения новых знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи работникам при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью работниками организаций для повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Целью реализации программы является совершенствование компетенции и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по оказанию первой помощи, с учетом ранее приобретенных знаний, навыков и опыта работы.
Структура и содержание Программы представлены Учебным планом по Программе, условиями реализации программы, планируемыми результатами освоения программы, оценочными материалами по программе, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию программы.
Учебный план содержит перечень учебных предметов в составе реализуемой программы с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические (в объеме 50 процентов занятий). Практические занятия проводятся с применением технических средств обучения и наглядных пособий.
Количество часов, отводимое на изучение отдельных тем, последовательность их изучения в случае необходимости могут быть изменены при условии, что программа будет выполнена полностью по содержанию и общему количеству часов.
Объем программы составляет 16 часов.
Периодичность обучения по программе установлена не реже одного раза в 3 года.
Условия реализации Программы
Реализация Программы обеспечивает приобретение обучаемыми знаний и умений, необходимых для обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты.
Условия реализации программы соответствуют требованиям, предъявляемым к организационно-педагогическому, кадровому, информационно-методическому и материально-техническому обеспечению для качественного образования в полном объёме.
Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности обучающихся, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала проводится в форме, доступной для понимания обучающихся, соблюдается единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель соотносит новый материал с ранее изученным, дополняет основные положения примерами из практики, соблюдает логическую последовательность изложения.
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Учебно-методические материалы на должном уровне обеспечивают реализацию программы.
Помещения, отведенные под реализацию образовательных программ соответствуют обязательным нормам пожарной безопасности и требованиям санитарно-эпидемиологических служб, имеют централизованные системы водоснабжения, отопления и канализации. Воздухообмен помещений обеспечивается современными системами кондиционирования, за счет приточно-вытяжной вентиляционной системы.
Технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением с доступом в интернет по выделенному каналу. В качестве методического сопровождения предлагается учебно-методический материал, включающий: электронный конспект лекций, электронные учебники, библиотека основных понятий, образцы документов. Для освоения приемов и методов оказания первой помощи и отработке последовательности оказания первой помощи пострадавшему используются СИЗ, аптечка, тренажер для приемов сердечно-легочной и мозговой реанимации «Максим II-01», мультимедийный проектор, настенный экран и др. В целях освоения материала в процессе обучения проходят тренинговые занятия.
Организационно-педагогические условия:
Образовательный процесс осуществляется на основании учебного плана и регламентируется расписанием занятий для каждой учебной группы.
Форма обучения – очно-заочная
Для реализации программы задействован следующий кадровый потенциал:
– Преподаватели учебных дисциплин – Обеспечивается необходимый уровень компетенции преподавательского состава, включающий высшее образование в области соответствующей дисциплины программы или высшее образование в иной области и стаж преподавания по изучаемой тематике не менее трех лет; использование при изучении дисциплин программы эффективных методик преподавания, предполагающих вместе с традиционными лекционно-семинарскими занятиями решение слушателями вводных задач по предметам, занятия с распределением ролевых заданий между слушателями. Особые условия допуска к работе: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
– Административный персонал – обеспечивает условия для эффективной работы педагогического коллектива, осуществляет контроль и текущую организационную работу
– Информационно-технологический персонал - обеспечивает функционирование информационной структуры.
Учебные группы создаются численностью до 12 человек.
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями в соответствующей учетной документации.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут), включая время на проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, подведение итогов, оформление документации.
Цель и планируемые результаты освоения образовательной программы (перечень профессиональных компетенций)
Целью Программы является подготовка Обучаемых и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленные на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, позволяющей оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи работникам при несчастных случаях на производстве, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью работниками организаций.
В результате освоения программы Обучаемые приобретают знания, навыки и практические умения, необходимые для качественного совершенствования профессиональных компетенций.
В результате освоения программы Обучаемые должны знать:
– основные показатели жизнедеятельности организма;
– признаки внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний;
– методы и приёмы оказания доврачебной медицинской помощи в экстренной форме;
– методики и приёмы выполнения реанимационных мероприятий.
В результате освоения программы Обучаемые должны уметь:
– выявлять признаки состояний и заболеваний, требующих медицинской помощи в экстренной форме;
– оказывать доврачебную медицинскую помощь в экстренной форме при удушении, утоплении, острых отравлениях, поражении электрическим током;
- оказывать доврачебную медицинскую помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, представляющих угрозу жизни пострадавшего;
– проводить сердечно-лёгочную реанимацию;
– оценивать эффективность оказания доврачебной медицинской помощи в экстренной форме.
В результате освоения программы Обучаемые должны владеть:
– приемами диагностики состояния жизнедеятельности организма;
– приёмами оказания доврачебной медицинской помощи в экстренной форме;
– приёмами оказания сердечно-лёгочной реанимации;
– методами оценки эффективности оказания доврачебной медицинской помощи в экстренной форме.
Оценка качества освоения Программы
Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию.
Промежуточная аттестация знаний проводится в форме зачета, в соответствии с локальными актами организации уровень подготовки обучающегося оценивается не дифференцированно: «зачтено», «не зачтено».
Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к итоговой аттестации не допускаются.
По окончании обучения проводится итоговая аттестация в форме экзамена, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности слушателей, в соответствии с локальными актами организации уровень подготовки обучающегося оценивается не дифференцированно: «сдано», «не сдано».
В соответствии с частью 3 и частью 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ лицам, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), оформляемый на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.
В соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
Рабочая программа
Дополнительного профессионального образования, повышения квалификации:
"Оказание первой помощи пострадавшим"
Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.
Организация оказания первой помощи в Российской Федерации.
Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при
оказании первой помощи.
Понятие "первая помощь". Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию.
Современные наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.). Основные компоненты, их назначение.
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших.
Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устранение).
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредственном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями.
Основные правила вызова скорой медицинской помощи и других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.
Правоприменительная практика в области пожарной безопасности.
Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.
Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего.
Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (далее - реанимация). Техника проведения искусственного дыхания и давления руками на грудину пострадавшего при проведении реанимации.
Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий. Показания к прекращению реанимации. Мероприятия, выполняемые после прекращения реанимации.
Особенности реанимации у детей.
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания.
Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребенку.
Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.
Тема 3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах.
Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего.
Понятия "кровотечение","острая кровопотеря". Признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного).
Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки.
Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Понятие о травматическом шоке, причины и признаки. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока.
Цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего. Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи.
Травмы головы. Оказание первой помощи. Особенности ранений волосистой части головы. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа.
Травмы шеи, оказание первой помощи. Временная остановка наружного кровотечения при травмах шеи. Фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий).
Травмы груди, оказание первой помощи. Основные проявления травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом.
Травмы живота и таза, основные проявления. Оказание первой помощи. Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения. Оказание первой помощи. Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране.
Травмы конечностей, оказание первой помощи. Понятие "иммобилизация". Способы иммобилизации при травме конечностей.
Травмы позвоночника. Оказание первой помощи.
Тема 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях.
Виды ожогов, их признаки. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, основные проявления. Оказание первой помощи.
Перегревание, факторы, способствующие его развитию. Основные проявления, оказание первой помощи.
Холодовая травма, ее виды. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи.
Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления. Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу.
Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела. Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери.
Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания.
Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки. Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки.
Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.
Тема 5. Консультирование, тестирование (самоконтроль).
Тема 6. Итоговая аттестация.
Обеспечение пожарной безопасности объекта защиты. Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Оценочные материалы. Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация - процедура, проводимая с целью установления уровня знаний, обучающихся с учетом прогнозируемых результатов обучения и требований к результатам освоения образовательной программы.
Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения тем образовательной программы в объеме, предусмотренном для лекционных и практических занятий.
Итоговая аттестация обучающихся осуществляется в форме проверки знания, которая демонстрирует качество полученных навыков, определяет уровень усвоения обучающимися учебного и практического материала и охватывает все содержание, установленное соответствующей образовательной программой.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования, в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» – с использованием технических возможностей системы СДО. Тест состоит из 20 вопросов, ответить на которые необходимо в течение 45 минут. Тест считается успешно пройденным при предоставлении более 80% правильных ответов. На прохождение теста отводится одна попытка в сутки.
Результаты проверки знания оформляются в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».
Результаты проверки знаний рассматриваются комиссией в составе не менее 3 человек путем объективной и независимой оценки качества подготовки обучающихся.
По итогам рассмотрения результатов проверки знаний комиссия принимает решение об успешном освоении обучающимся образовательной программы и выдаче протокола проверки знаний и удостоверения о повышении квалификации.
Критерии оценки аттестации - проверки знания:
- оценка «Сдано» выставляется обучающемуся, который твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;
- оценка «не сдано» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические вопросы или не справляется с ними самостоятельно.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. В каком положении должен ожидать прибытия врачей пострадавший, находящийся в бессознательном состоянии при наличии у него признаков жизни, какую первую помощь нужно ему оказать?
-в положении лежа на животе (на боку), при этом следует приложить лед к голове, контролировать наличие пульса и дыхания;
-в любом положении, в котором он оказался (не трогать пострадавшего);
-в положении «лежа на спине» пострадавший должен ожидать прибытия врачей, необходимо подложить под голову подушку, сумку или свернутую одежду.
2. Как правильно оказать помощь при электротравме?
-при наличии пульса и дыхания обеспечить пострадавшему положение лёжа на боку, покой;
-освободить пострадавшего от действия электрического тока, проверить признаки жизни, немедленно приступить к сердечно-легочной реанимации;
-все мероприятия, перечисленные в предыдущих пунктах.
3. Укажите правильную последовательность действий при проведении элементарной сердечно-легочной реанимации?
-освобождение дыхательных путей; непрямой массаж сердца; искусственная вентиляция легких;
-освобождение дыхательных путей; искусственная вентиляция легких; непрямой массаж сердца;
-непрямой массаж сердца; освобождение дыхательных путей; искусственная вентиляция легких.
4. Когда необходимо немедленно начинать элементарную сердечно-легочную реанимацию?
-при отсутствии сознания у пострадавшего;
-возникновение деформации зрачка при сдавливании пальцами глазного яблока;
- при отсутствии пульса на сонной артерии.
5. Как правильно оказать первую помощь при ожоге?
-смазать ожоговую поверхность маслом или спиртом;
-наложить стерильную повязку или имеющееся противоожоговое средство;
-удалить образовавшиеся пузыри и прилипшую одежду, наложить повязку.
6. Укажите верную последовательность действий при оказании первой помощи при укусе змеи.
-обездвижьте пострадавшего, сразу после этого начинайте выдавливать и отсасывать яд из ранки, затем выше места укуса наложите повязку;
-тщательно промыть рану мыльным раствором, затем рану следует на несколько минут прижать стерильной салфеткой, после этого края раны необходимо обработать йодом и нанести на место укуса любое имеющееся в вашем распоряжении противомикробное средство, наложите на рану стерильную повязку и как можно;
скорее обратитесь в травматологический пункт за квалифицированной медицинской помощью.
-оба варианта верны.
7. Какое положение нужно придать пострадавшему с переломами ребер и грудины?
-лежа на спине;
-лежа на животе;
-полусидя.
8. Когда следует немедленно наложить кровоостанавливающий жгут?
-над раной образуется валик из вытекающей крови;
-кровь из раны вытекает фонтанирующей струей или большое кровавое пятно на одежде, или лужа крови возле пострадавшего;
-в любой из ситуаций, указанных в предыдущих ответах.
9. Какой способ иммобилизации и положение пострадавшего необходимо использовать при травме бедра?
-ноги связаны между собой. Под голени положить сверток из одежды. На спине;
-двумя шинами: наружная – от подмышечной впадины до пятки, внутренняя – от паховой области до пятки. Ноги между собой связаны. На спине;
-двумя шинами (передней и задней) от верхней трети бедра до пятки. Сидя, а при общей слабости – лежа.
10. Как определяются признаки жизни у пострадавшего в бессознательном состоянии?
-по реакции зрачка: расширенный зрачок в диаметре 5 мм и более;
-по окраске кожи лица;
-по наличию пульса сонной артерии.
11. Как следует накладывать повязки на раны конечностей?
-накрыть рану сухой стерильной салфеткой, полностью прикрыв края раны, а затем прибинтовать салфетку или прикрепить ее лейкопластырем;
-промыть рану или влить в рану спиртовой раствор, наложить повязку;
-оба варианта верны.
12. Допустимое время наложения жгута на конечность составляет:
-не более суток;
-при температуре выше нуля не более 3 часов;
-при температуре воздуха +3 и выше не более 1 часа, холоднее не более 30 мин.
13. Как правильно транспортировать пострадавшего при черепно-мозговой травме, находящегося в сознании?
-поднять ноги на высоту 30 см;
-возвышенное положение головы;
-стабильное боковое положение.
14. В каких случаях накладывается кровоостанавливающий жгут?
-при сильных артериальных кровотечениях;
-травматической ампутации конечностей;
-синдроме длительного сдавливания;
-в любой из ситуаций, указанных в предыдущих ответах.
15. Укажите верную последовательность действий при оказании первой помощи при подозрении на закрытый перелом.
-введите противоболевое средство, вызовите бригаду скорой медицинской помощи, выполните транспортную иммобилизацию,
приложите «холод» к области перелома, придайте пострадавшему функционально выгодное (удобное) положение, контролируйте
состояние пострадавшего до прибытия бригады скорой медицинской помощи;
-остановите кровотечение любым способом, введите противоболевое средство, вызовите бригаду скорой медицинской помощи, выполните транспортную иммобилизацию;
-оба варианта верны.
16. При каком условии производится экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого труднодоступного места?
-выполняется при наличии специальных инструментов, по просьбе пострадавшего;
-экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого труднодоступного места запрещено;
-выполняется только при наличии угрозы жизни и здоровья и невозможности оказания первой помощи в тех условиях, в которых находится пострадавший;
-выполняется в любом случае.
17. Какое определение сопутствует понятию «первая помощь»?
-комплекс мероприятий, направленных на устранение угроз жизни, производящим до оказания
медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других
состояниях, и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, осуществляемый только
медицинским персоналом;
-комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых после
оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и
других состояниях, и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания
первой помощи;
-комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и здоровья, пострадавших
при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, и заболеваниях;
-комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания
медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других
состояниях, и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания первой
помощи.
18. Что такое шок?
-острая сосудистая недостаточность, обусловленная падением тонуса артериол и вен и резким
снижением артериального и венозного давления;
-бессознательное состояние, связанное с нарушением функции коры больших полушарий головного
мозга, с расстройством рефлекторной деятельности и жизненно важных функций организма;
-остро возникающая общая рефлекторная реакция организма в ответ на действие чрезвычайного
раздражителя, характеризующаяся резким угнетением всех жизненных функций вследствие расстройств их нервно-гуморальной регуляции.
19. Что нельзя делать в случае оказания первой помощи при обмороке?
-давать медикаменты и питьё пострадавшему через рот, если он без сознания;
-обеспечивать доступ свежего воздуха;
-расстегивать стесняющую одежду.
20. Решающим фактором успешности оказания первой помощи является:
-везение;
-энергичность при оказании помощи;
-время начала оказания помощи.